22 июня командующий 40 А генерал Михаил Парсегов получил данные из штаба Брянского фронта, что в полосе армии готовится к наступлению 4ТА немцев. 40 А была хорошо оснащенным объединением и сама готовилась к наступлению на Орел. Штаб армии находился у д.Ефросиновка, в 50 км от фронта. Узел связи по неизвестным причинам был оборудован плохо. По донесению начальника ОО Брянского фронта м-ра Вадиса, блиндажи с оборудованием шифрования, аппаратами Морзе, переговорной, автомашины радиосвязи были скучены на 50 кв.м. и не имели даже защиты от осадков. 15 июня начались ливни, блиндажи затопило, узел связи перенесли в деревню. Решение спровоцировало цепь трагических событий.
Немцы начали атаку 28 июня в 3.30 после 5-мин артналета. В отличие от танковых дебютов 41-го, штурм позиций РККА вела только пехота. Артполки 40А сразу лишились проводной связи и не получали приказов из штаба артиллерии. Радиосвязи не было. И.Сдвижков подчеркивает, что немцы атаковали узлы связи, выключив из боя всю артиллерию 40А в самый острый момент. Приказы в полки передавались посыльными. В 7 ч утра немцы форсировали р.Тим, и по захваченному мосту перебросили танки. К 10 ч стала сыпаться связь с дивизиями, ее отсутствие приводит к абсурдным приказам. «Потеряв» днем 28-го командира 160 стр дивизии п-ка Анашкина, штаб 40А назначает комдивом другого офицера. Несколько дней дивизия управляется двумя начальниками: связи между её полками нет. Анашкин отступает на несколько десятков км за Дон, оставшиеся части дивизии разбиты.
В 14 ч немцы встали в 6 км от Ефросиновки: у их танков кончилось топливо, а в это время пикировщики атакуют узел связи 40А. И.Сдвижков отмечает: судя по документам, взаимодействие передовых отрядов немцев с Ю-87 шло в реальном времени.
Заминка немцев позволила штабу Парсегова избежать плена, но связь с дивизиями «мозг армии» утратил. С этого момента командующий 40А пребывает в двух состояниях: требует от фронта «проводов и рации» и отходит на восток, отрываясь от своих войск. На 4 день М.Парсегов снят с командования. Остатки армии ожесточенно сражаются в локальных котлах, кто-то прорывается к Дону, но о судьбе многих частей до сих пор ничего не известно.
Режим связи – «испорченный телефон»
Паралич управления 40А усугубил недостаток штатных средств связи. Еще до боев в полках и дивизиях не хватало раций, кабеля, проводных телефонов. Бедой была слабая подготовка радистов в танковых частях.
Ставка рассчитывала мощным танковым контр-клином остановить немцев, рвущихся к Воронежу. Но в сражении у Горшечного 29-30 июня, в котором со стороны РККА приняло участие более 700 танков, взаимодействие 4, 17 и 24 танковых корпусов организовать не удалось: сказалась путаница в кодах и шифрах, обмена радио между штабами корпусов не было. И.Сдвижков привел пример донесений из 4 и 17 ТК, которые, действуя рядом, не могли установить радиосвязь и общались через записки – иногда делегаты связи передвигались пешком! Оперируя данными двусуточной давности, командование принимало запоздалые, неверные решения. Вступая в бои по частям, танковые корпуса были перемолоты противотанковой обороной врага.
Между тем, двусторонняя связь у немцев к 1942 г. стала нормой. Все линейные танки и бронеавтомобили панцерваффе имели УКВ радиостанции FuG 5 для телефонной и телеграфной связи. Специализированные FuG 7 по каналу «земля-воздух» обеспечивали связь командирских танков с самолетами. Управление войсками с применением современных средств связи позволило немцам малыми силами парировать удары советских танков и 1 июля возобновить наступление к Дону.
В сражениях в степях Придонья РККА напоминала полуслепого боксера с мощными кулаками. Точный удар по противнику был бы смертельным, но…
Красная Армия упорно училась на своих ошибках, и к 1944 г. кризис со связью в войсках был преодолен.
…В 1996 г., в числе офицеров управления в\ч 64587, автору довелось слушать доклад представителя штаба 55АК о некоторых уроках Чеченской кампании. В числе прочего упоминались пробелы в организации связи: неудовлетворительное состояние штатных средств связи в звене «рота-батальон», некомплект радиостанций, нехватка батарей питания, недостаточная подготовка личного состава по работе с радиостанциями.
Настал 2022-й…
Текст -- Евгений АФАНАСЬЕВ