В поле зрения американской разведки Чувашия попала в начале 1950х.
Сообщение о военно-трудовом лагере недалеко от Канаша датировано маем 1953 г. В документе поясняется, что в лагере содержатся 35 000 заключенных с территории Венгрии, Польши и Чехословакии: ненадежные элементы, «пораженные идеей капитализма». По данным источника, в январе—апреле 53-го от холода и болезней в лагере умерло 4500 человек.
Подробный очерк о географии, экономике, настроениях населения Cheboksary Area опубликован в аналитическом обзоре четырех территорий СССР.
В первую очередь, шпионов интересовали параметры Волги около Чебоксар: ширина, течение у города и характеристики половодья.
Историкам нашего города будет интересно описание Чебоксар начала 50-х.
Прежде всего, в отчете для Лэнгли отмечена важность повышения статуса города до столицы Чувашской автономии, соединение его веткой с Канашом и выходом на железнодорожную линию Казань—Москва, а также то, что станция находится в 3 км от Чебоксар. Станция оценивается как очень небольшая, с погрузочной эстакадой для 4-5 грузовиков.
Подчеркивается, что площадь города за счет новостроек увеличилась вдвое, несколько основных улиц заасфальтированы, а новые здания подключены к системе водоснабжения. «Город расширяется в сторону станции и завода взрывчатых веществ». Информатор разглядел у жд станции бараки для личного состава ВВС, а также военный аэродром, построенный у Solyanovo.
В обзоре описывается здание правительства ЧАССР: расположение в городе, этажность, цвет, подходы к нему, размер автостоянки и парк. Упомянуты и другие госучреждения, а тюрьма названа «внушительной». Отмечено, что «жилые дома построены вдоль грязных немощеных дорог», и «только к государственным зданиям проведена надлежащая канализация».
Особый интерес — к заводу взрывчатых веществ юго-восточнее города. Подобраться к предприятию информатору не удалось, так что он ограничился живописным описанием «блестевших на солнце крыш зданий фабрики, видных из парка».
Из документа следует, что Чапаевский завод был известен немцам, предпринявшим неудачную попытку его разрушения авианалетом 4 октября 1941 г. Американцы знали, что летом 1942 г. один из цехов был полностью разрушен взрывом и погибло более 20 человек.
В обзоре зафиксирован некий нефтеперегонный завод, якобы построенный западнее паромной переправы через Волгу. В документе нет никакой информации о вероятном строительстве ГЭС, но данные о планировании автомобильного моста в 2 км восточнее «военного аэродрома» присутствуют. На карте (см. схему на стр.31) мост находится практически в том же месте, где через 25 лет построена Чебоксарская ГЭС.
Состояние автодорог в «чебоксарском регионе» оценивается как плохое. На примере дорог «Чебоксары — Альгешево» и «Чебоксары — Турикасы (Tur Kashi)» указано, что они либо вымощены булыжником, либо имеют земляное покрытие, и в снежные зимы движение по ним невозможно.
Любопытно, что в серьезном документе встречаются оценочные штампы. По мнению скрытого информатора, чуваши, живущие за счет бедного сельского хозяйства, very untidy и недружелюбны.
Документ читали внимательно: в названии Bolshiye Karachury от руки добавлена «y».
Хотя гриф секретности с документа снят в 2013 г., имя источника скрыто.
Чувашия как зона боевых действий
ЦРУ, явно с подачи военных, интересовали локации в окрестностях Чебоксар, подходящие для посадки десантных планеров. В отчете 1953 года перечислены несколько плоских и сухих участков: недалеко от Турикасы, у завода взрывчатых веществ, в 20-30 км вдоль жд линии на Канаш и т.д. Для зимних посадочных десантов предлагалось использовать Волгу. По неясной причине часть информации по Glider landing скрыта и сейчас.
В документе ORDER OF BATTLE MISSION 1022 от июля 1965 г. перечислен список разведанных объектов для воздушного удара по СССР.
В списке целей (US Air Target Chart) – чебоксарский аэропорт, по оценкам ЦРУ, пригодный для размещения 4-5 авиаэскадрилий.
Десятилетие разрядки
Когда в 70-е угроза большой войны ушла на второй план, а за Союзом из космоса стали наблюдать «кейхоулы», ЦРУ переключилось на анализ открытых источников. В Лэнгли внимательно читали книги, изданные в Чебоксарах.
В ряде экономических обзоров того времени ЦРУ рассматривает проблемы, связанные с ЧЗПТ. В материале 1974 г. «Советы ищут оборудование для Тракторного завода» упоминается, что для завода в Чебоксарах СССР закупил у американских фирм станков на $150 млн., надеясь также получить консультации американцев в создании трактора Т-500.
Чебоксарский электроаппаратный завод упоминается в многих документах ЦРУ среди наиболее важных предприятий электронной промышленности СССР.
«А вот это провал»
Среди десятков материалов о промышленном потенциале ЧАССР в открытом архиве ЦРУ нет данных о военном производстве на ПО «Химпром».
В атласах спутниковых снимков (например, MONTHLY INDEX PHOTOGRAPHIC EXPLOITATION PRODUCTS за ноябрь
1986 г, стр 15) Cheboksary Chemical Combine многократно встречается, но не как военный объект.
В 25-страничном исследовании 1987 г. SOVIET CHEMICAL WARFARE AGENT PRODUCTION PROGRAM о производстве «советского VХ» в отличие от других химзводов Новочебоксарск не упомянут вообще.
Перебежчик Вил Мирзаянов в книге, посвященной в том числе работе на «Химпроме» руководителем отдела по противодействию иностранным разведкам, отметил: американцы не знали, что в Чувашии действовал крупнейший в Европе военный завод, где было произведено несколько тысяч тонн боевой фосфорорганики…
Первая Холодная война закончилась 30 лет назад, и некоторые вещи из архивов ЦРУ сегодня воспринимаются как причудливая смесь фантастики и детектива. Но самое интересное скрыто, в документах вымараны целые абзацы. Кто же тот незаметный чебоксарец, любовавшийся из городского парка крышами Чапаевского завода?
Текст — Евгений АФАНАСЬЕВ