В телефоне – ваша сила
Смартфон в руках информированного пользователя — действенное средство против мошенников. Утверждение выглядит парадоксально? Все знают, какие неприятности сегодня приносят звонки от неизвестных, представляющихся «следователями полиции», «ФСБ», «безопасниками» банков. Но мобильная связь позволит вам здесь и сейчас решить неотложные задачи по защите личных данных.
Tele2 предлагает простую пошаговую инструкцию: что делать в ситуации, если вас или родных атаковали мошенники: куда звонить, что проверять, что блокировать, кому направлять заявление.
Для начала –
четыре «не»
– не отвечать на звонки с незнакомых номеров;
- не вести разговоры о финансах, если общаетесь с незнакомцем;
– не диктовать коды из SMS и цифры с банковской карты;
– не раскрывать никому личные данные и данные своих родных.
Если вы не уверены в целостности своего банковского счета, необходим
шаг №1: звонок в банк
Немедленно связываемся с информационным центром банка по номеру, указанному на официальном сайте или на обороте пластиковой карты, рассказываем о случившемся, если какие-то данные сообщили постороннему, уточняем, какие именно. Специалисты банка помогут разобраться в ситуации и проконсультируют о дальнейших действиях. Нередко вам могут предложить заблокировать счет и перевыпустить карту.
Объектом атак все чаще становятся аккаунты на «Госуслугах».
Шаг №2: проверяем Личный кабинет
В первые же минуты с момента телефонной атаки проверьте, доступен ли Личный кабинет на «Госуслугах» – прямо на смартфоне. Ваши паспортные данные, сведения из водительского удостоверения и других документов – все может быть использовано в преступных схемах.
Доступ открыт? Убедитесь, что ваш аккаунт не использует кто-то еще. Это можно проверить во вкладке «Безопасность» в профиле пользователя. Стоит обратить внимание на раздел «Действия системы», где можно увидеть, где использована учетная запись ЕСИА для входа.
Во вкладке «Мобильные приложения» указаны сервисы, в которых использовался пароль от «Госуслуг». Если что-то из указанных источников вам не знакомо, все же велика вероятность, что аккаунт вскрыт мошенниками.
Немедленно смените логин, пароль, проверьте совпадение номера телефона в Личном кабинете и напишите в поддержку портала «Госуслуг» об инциденте.
А если доступ заблокирован? Вернуть его можно онлайн: на странице авторизации выберите «Восстановить», для дальнейших действий потребуется номер вашего телефона или e-mail, а также номер одного из документов: паспорт, ИНН или СНИЛС. Если злоумышленники сменили номер или e-mail в аккаунте, восстанавливать доступ придется в одном из центров обслуживания, указанных на «Госуслугах».
Шаг №3: спасаем «симку»
Проверяем доступность номера телефона и Личного кабинета абонента у мобильного оператора. Чаще всего мошенники прибегают к следующим действиям: заменяют SIM-карты и завершают срок ее действия, взламывают Личный кабинет, отключают услуги, крадут персональные данные, блокируют номер. Если злоумышленники получили доступ к Личному кабинету абонента, они могут оформить виртуальные SIM-карты (eSIM), цифровую подпись или привязать номер к счетам в банках или МФО.
Сотрудники Tele2 никогда не запрашивают у абонентов коды из SMS для входа в Личный кабинет. Если вас или вашего родственника некто вынудил дать доступ к Личному кабинету абонента Tele2, надо немедля обратиться на «горячую линию» Tele2 (номер 611), сбросить доступ в Личный кабинет для всех устройств и, при необходимости, заблокировать свой номер.
После блокировки номера владелец с паспортом может произвести замену SIM-карты в ближайшем салоне связи Tele2.
При замене SIM-карты все входящие и исходящие SMS автоматически блокируются на 24 ч, что позволит избежать несанкционированного входа в банковские системы. Телефонный номер абонента не изменится.
Шаг №4: обращение в полицию
Когда оперативные вопросы решены, желательно позвонить в полицию, а затем пойти с заявлением, где будут подробно описаны действия мошенников. Это можно сделать лично – в ближайшем отделении, или онлайн – на сайте МВД в разделе «Обращения». Так как срок рассмотрения электронных писем доходит до трех дней, лучше выбрать первый вариант и прийти в отдел самому.
Соб. инф.