В июле 1940 г. в 70 км южнее Москвы появились немецкие танки. В Кубинку прибыла техника, закупленная советскими военпредами в рейхе. Особый интерес вызвал танк Pz-III Ausf.G. Наши военные отметили, что «немец» слабее по вооружению и бронированию, чем Т-34, но превосходит удобством обслуживания, скоростью и дальностью хода.  Смотровые приборы и средства связи  Pz-III также оказались более совершенными. Иллюзий, с кем будет война, не было: работы по совершенствованию Т-34 шли круглосуточно.

За год до войны Т-34 была «сырой» машиной. Новый танк должен был стать основой 8 механизированных корпусов Красной Армии. По штату 1940 г в каждом мехкорпусе было по 1031 танка, из которых 420 — Т-34. Управлять такой махиной можно было только по радиосвязи. План радиофикации тысяч новых танков целиком зависел от возможностей советской радиопромышленности.

Танковая телефонно-телеграфная радиостанция 71-ТК к 1940 г устарела. Созданная в 1932 г., она вызывала в войсках массу претензий. Ее вес и размеры были так велики (60 кг), что в командирских танках Т-28, БТ-5\7 снимали часть боекомплекта. Управление было крайне неудобным (раздельный монтаж передатчика и приемника, отсутствие дуплекса). Станция перегревалась и требовала частых перерывов в работе. В условиях боя и даже в движении танк был без связи. Летом 1940-ого заменить ее было нечем.

Половина танков Т-34 1940 г. должна была быть линейными, половина — с рацией. (По итогам 1940 г. исполнено лишь 23% от плана: 99 линейных и 12 радиофицированных). В первых серийных Т-34 была маленькая башня, 71-ТК-3 мешала действиям командира-наводчика и заряжающего. Кроме своих обязанностей, командир танка должен был быть радистом. Военных не устраивал такой подход, они требовали увеличения экипажа и перенос станции в корпус. Харьковчане настаивали на компактной радиостанции, военные, хоть и были «за» новую рацию, требовали ставить что есть. Так в принципиально новую машину впихнули старье. Впрочем, танк получил новое переговорное устройство ТПУ-3М. ТПУ-3М обеспечивала связь между тремя членами экипажа и выход на внешнюю связь командира через радиостанцию танка.

Любопытно, что старую рацию планировалось соединить с новейшим оборудованием секретной связи. Приемо-передающий телекод ТК-12, разработанный в НИИС, шифровал радиотелефонный обмен между несколькими танками.

Комплект приборов обеспечивал прием и передачу 12 команд. Летом 1938 г телекод выдержал госиспытания и был принят на вооружение. Эксплуатация в войсках ТК-12 показала низкую прочность прибора. В ноябре 1940 г заказ на производство ТК-12 был снят.



71-ТК-3, втиснутая в переднюю часть корпуса, несколько изменила облик Т-34. На правой скуле появился «стакан», в который выводилась внешняя антенна.

71-ТК-3 (1939 г.)
• Диапазон частот: 4,0…5,625 МГц
• Мощность передатчика в антенне в телеграфном режиме — 3…5 Вт
• Дальность связи, паспортная: телефоном на ходу танка — до 15 км, на стоянке — до 30 км; телеграфом на стоянке — до 50 км.

Испытания Т-34 в сентябре 1940 г. дали неплохие результаты: «При движении машин на 3-й и 4-й передачах на всем диапазоне рабочих оборотов двигателя связь была непрерывной при вертикальной антенне на 17–18 км, при наклоне 45 гр — 5–6 км». Это в 3-5 раз превосходило дальность радиосвязи УКВ рации Fu-5, установленной на Pz-III.



В октябре-ноябре 1940 г. три Т-34 совершили пробег на выносливость. На маршруте Харьков — Орел — Кубинка — Смоленск — Киев — Харьков испытывались все системы, в том числе радиосвязь. В начале испытаний дальность связи 73-ТК-3 при движении машин составила 10 км, на стоянке — 15–18 км. Но после 2600 км пробега и стрельб на танках антенны вышли из строя, а оборудование пришло в негодность. Во время движения машин прием и передача обеспечивались в среднем на 5 км, на стоянках — до 8 км. В отчете ГАБТУ отмечено: «После пробега качество работы рации ухудшилось и дальность связи резко снизилась». Впрочем, на фоне разгромной критики танка со стороны автобронетанкового управления проблемы с радиосвязью казались мелочью.

Т-34 нужно было доводить во всем, перемены коснулись и средств связи. В марте 1941 г. на танк была установлена новая радиостанция КРСТБ.

Схема приёмника: супергетеродин
• Антенна: АШ-4 (штырь 4 м), одно колено (1 м) с т.н. «метёлкой»
• Диапазон частот передатчика: 3,75–6 МГц (81-50 м)
• Промежуточная частота приёмника: 456 кГц
• Выходная мощность передатчика: 10 Вт
• Масса — 31 кг

КРСТБ (кварцевая радиостанция сети танкового батальона) была вдвое меньше по габаритам и весу, чем 71-ТК. Военные отмечали, что «КРСТБ очень проста в управлении, не имеет органов точной настройки, усложняющих пользование, не требует тренировки для освоения ее эксплуатации. Применение ларингофона вместо микрофона освобождает руки командира в танке при радиосвязи». Дальность связи КРСТБ в движении танка при установленной штыревой антенне 3 м составила 20 км.

Весной1941 г. КРСТБ стала штатной радиостанцией танка Т-34. До начала войны на московском заводе №203 успели выпустить 400 комплектов раций. Во время войны станция производилась на омском радиозаводе под названием 10-Р, 10-РК26 и 10-РТ26 и была установлена на 35 000 Т-34.

Текст — Андрей Иванов с использованием данных t34inform.ru

Rate this item
(0 votes)
Read 1275 times
Редакция

Коллектив сетевого издания «IT News Чувашия»

О нас

Журнал IT News+ Чувашия — старейшее печатное издание посвященное высоким технологиям, выходящие более 10 лет на территории Поволжья.

Наши читатели — образованные платёжеспособные люди в возрасте от 30 до 45 лет. Руководители компаний или люди занимающие высокие посты, которые следят за новинками в мире высоких технологий как в нашем городе, так и в мире. Проживающие по большей части в Чебоксарах, Москве, Санкт-Петербурге, Новочебоксарске.

Рекламные материалы отмечены знаком "Р".

 
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…