В начале апреля 1973 г. началась история мобильного телефона.

Несколько любопытных деталей.

«Он никому не нужен»

Боссы американского телекома не верили в мобильный телефон.

Руководитель исследовательского отдела Bell Labs Джоель Энгель (Joel Engel), компании, которая диктовала тренды на рынке связи, считал, что портативные телефоны лишены будущего.

Вопреки скептическому настрою коллег, инженеры Motorola взялись за дело. Первый «мобильник» появился в феврале 1973 г.

Инженер Мартин Купер (Martin Cooper) назвал свое детище DynaTAC (DYNamic Adaptive Total Area Coverage). Телефон внешне напоминал ортопедический ботинок и весил 0.82 кг. Размер DynaTAC – 22.8х12.7х4.45 см. «Башмак» мог делать вызовы, принимать звонки, работал в режиме разговора 35 мин., но зарядка аккумулятора шла в течение 10 ч.

 

 «Угадай, откуда я звоню»?

Легендарная фраза, с которой началась эра мобильной связи, была произнесена в трубку DynaTAC  в Нью-Йорке 3 апреля 1973 г. Мартин Купер находился на улице около «Манхеттен Хилтон», базовая станция была установлена на крыше башни Burlington Consolidator. Купер позвонил… Джоелю Энгелю.

«Hi Joel – guess where I'm calling from? Joel, I'm calling you from a 'real' cellular telephone. A portable handheld telephone». (Привет, Джоель, угадай, откуда я звоню? Джоель, я звоню тебе с настоящего сотового телефона. Портативного мобильного телефона).

 

10 лет до триумфа

До 1983 г. в Motorola создали  5 прототипов DynaTAC: инженеры добивались снижения веса при сохранении остальных характеристик.

Первый истинный «мобильник» вышел на сцену только в октябре 1983 г.

«Покупателей так сильно поразила возможность всегда быть на связи при помощи портативного устройства, что в очередь на приобретение DynaTAC 8000X становились тысячи человек», — вспоминает один из разработчиков телефона Руди Кролопп (Rudy Krolopp).

И это несмотря на внушительную стоимость новинки. В 1983 г. Motorola DynaTAC 8000X продавался за $3995, был оснащен светодиодным дисплеем, имел габариты 33х4,5х9 см и весил 1,14 кг. По нему можно было разговаривать целый час, а время работы в режиме ожидания составляло до восьми часов. Абонентская плата за пользование сетью равнялась $50 в месяц, минута разговора обходилась в 40 центов в часы наибольшей нагрузки и 24 цента – в остальное время.

В 1984 г, после запуска компанией Ameritech Mobile первой в США коммерческой сотовой сети, абонентская база оператора выросла до 12 000 подписчиков.

Интересно, что абоненты сразу назвали DynaTAC 8000X – «The Brick», это прозвище – «кирпич» – разошлось по всем континентам и в начале 90-х пришло в Россию…

 

Тяжелые времена

Между тем, сотовый телефон переживает упадок. Новых идей почти нет, 1000-долларовые девайсы большинству не по карману.

По оценкам консалтингового агентства CCS Insight, продажи «мобильников» в мире упали до рекордно низкого уровня. В 2023 г. будет продано всего 1.35 млрд, из которых 1.16 млрд – смартфоны. Продажи падают в Китае, США, Европе, Латинской Америке. Российский рынок смартфонов стагнирует 4 год подряд.

Остается единственный значимый драйвер роста – 5G: смартфонов с поддержкой связи 5 поколения будет продано 700 млн шт., основной спрос придется на Индию.

 Определенный оптимизм внушают смартфоны с поддержкой спутниковой связи, но они пока дороги для массового пользователя. Устройства с гибкими экранами надежд не оправдывают и остаются в нише «лакшери».

Усиливается негативный тренд – невиданный всплеск спроса на подержанные телефоны: 350 млн. шт. в год. Такие объемы – прямое свидетельство затяжного экономического кризиса. У людей нет денег на новые устройства.

Потребители дорогих брендов и смартфонов не пострадали: кризис их коснулся, но не настолько, чтобы они обращались к б\у технике.

Выход рынка смартфонов из кризиса CCS Insight видят к 2025 г. Оправдается ли этот прогноз? И где мы будем в 2025-ом?

Rate this item
(0 votes)
Read 569 times

О нас

Журнал IT News+ Чувашия — старейшее печатное издание посвященное высоким технологиям, выходящие более 10 лет на территории Поволжья.

Наши читатели — образованные платёжеспособные люди в возрасте от 30 до 45 лет. Руководители компаний или люди занимающие высокие посты, которые следят за новинками в мире высоких технологий как в нашем городе, так и в мире. Проживающие по большей части в Чебоксарах, Москве, Санкт-Петербурге, Новочебоксарске.

Рекламные материалы отмечены знаком "Р".

 
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…