«Вымпелком» представил бесплатный сервис, который блокирует или помечает потенциальные мошеннические звонки в Telegram, WhatsApp и Viber. Система работает через проверку номера телефона, на который зарегистрирован аккаунт – его сверяют с базой данных оператора, Роскомнадзора, ЦБ, Сбера и «Лаборатории Касперского». Если номер проходит по базам как токсичный, вызов блокируется или помечается как «потенциально опасный».
(Пометкой «потенциально опасный» необходимо маркировать любые телефонные звонки, имеющие зарубежные коды. — IT)
В Tele2 совместно с банками работают над продуктом для блокировки подозрительных транзакций, которые клиент запрашивает сразу после разговора в мобильных приложениях.
У Т-Банка и МТС есть бесплатные определители номеров в мессенджерах. Криминальный телефонный трафик перекочевал в мессенджеры, в основном, в Viber и WhatsApp. Переход мошенников в WhatsApp\Viber – во многом результат блокировки звонков с подменных номеров системой «Антифрод», которая за первое полугодие 2024 г. предотвратила 335,58 млн вызовов с подменных номеров, ежемесячно выявляя до 56 млн таких звонков.
Обращение мошенников к мессенджерам, как к инструменту обмана граждан, связано и с тем, что иностранные мессенджеры не подтверждают информацию о пользователях в базах данных российских операторов. С 2021 г. владельцы этих ресурсов обязаны это делать.
Между тем, в IT-преступлениях мессенджеры используются все чаще: за полгода уже зафиксировано 155 400 случаев, что на 119,5% больше по сравнению с 2023 г.
Основная мишень атак – пожилые граждане. В 2023 г. официально подтверждены дистанционные хищения денег со счетов 113100 пенсионеров. Нередко потерпевшими становятся и подростки (в 2023 г. в МВД обратились 6800 несовершеннолетних).
Миграция мошенников в мессенджеры ориентирует операторов, куда следует наносить следующий удар.