Недавняя «новость» с подорожанием пластиковых SIM-карт напоминает взрыв морской магнитной мины с прибором кратности: установлена три месяца назад, рванула сейчас. 

Впервые - пока по касательной -  «телеком-санкции» задели сотни тысяч сотовых абонентов. (Лихорадка с бытовой электроникой все-таки не в счет: крушение курса доллара почти вернуло цены на китайское «железо» к февральскому уровню).

По данным Mobile-Review, за активацию SIM-карты операторы намерены брать доплату с абонентов-физлиц, речь пока идет о 50 руб. с каждого контракта. Региональные пресс-службы операторов связи слаженно уклонились от комментариев, сославшись на федеральный уровень события.

 

История вопроса

Не подсчитывали, сколько «симок» сменили за время пользования сотовой связью? Среднее время жизни одной SIM – 4-5 лет, но многие привыкли менять их гораздо чаще. Попробовать промо-тариф задаром, перейти семьей на конвергент, взять на пару месяцев отпускную SIM, а еще SIM для «внутрисети», SIM для родителей, оформленная на вас же, корпоративная на рабочем телефоне и т.д. и т.п. Операторы шли нам навстречу и по-купечески сорили «симками», так как себестоимость одной пластиковой карты с микрочипом до 2020 года составляла 10 евроцентов.

COVID-19 нанес первый мощный удар по прайсу: производство кристаллов для микрочипов сосредоточено в Германии (Infinion), Швейцарии (STMicroelectronics). Южной Корее (Samsung) и КНР (Huada Semiconductor), и кризис нехватки микросхем коснулся всей цепочки производителей чипмейкеров.

Поставщиками «пластика» российским операторам связи были европейские фактории: крупнейшая в мире голландская Gemalto и немецкая Giesecke+Devrient (До 2010 г. Giesecke производила SIM-карты непосредственно в России, выпуская по 16 млн карт ежегодно).

С началом СВО европейские производители прекратили сотрудничество с российскими компаниями.

 Отечественные «Новакард», «Ситроникс», «Алиот», «Микрон» теоретически могут заменить европейцев – но только как сборщики. Микрочипы  в «пластике» на 100% импортные.

Проблема и в том, что российский рынок SIM-карт стагнирует: его объем снизился со 100 млн штук в 2010 г. до 80 млн в 2021-ом, несмотря на растущую долю IoT-устройств. Производить «симки» в России и реализовывать их по европейским, к тому же допандемийным, ценам невозможно.

Вал санкций, сокращение внутреннего рынка, параллельный импорт и выстраивание новых логистических маршрутов, мировой дефицит микрочипов  –  неудивительно, что весной 2022 г. себестоимость одной SIM для российского оператора связи  выросла в 7-8 раз.

 

Цена безопасности

В 2015 г. криптозащита российских SIM-карт  стала одной из задач обеспечения национальной безопасности. С 1 декабря 2019 г. вступили в силу приказы Минкомсвязи № 275 и № 319, согласно которым процедуры идентификации российских абонентов сетей мобильной связи производятся с использованием криптографических стандартов ФСБ. Это значит, что все российские «симки» должны получить средства криптографической защиты. Обновление SIM-карт на защищенные проходит путем естественной замены, растянувшись на несколько лет.  Первоначально «симки» с криптозащитой должны были производиться на «Микроне», но в итоге основным сборщиком был выбран  Samsung  и, как вариант, китайская Huada. По оценкам 2019 г., себестоимость «крипто-симки» составляла $1 (80 руб. в ценах 2019 г.).

Сегодня по понятным причинам требования к защищенности российских SIM-карт стали жестче и оснований для роста себестоимости «пластика» также больше.

Разумеется, дополнительные 50 руб. с каждой новой SIM-карты  –  не повод считать ситуацию на рынке сотовой связи сколько-нибудь критической. Но аналитики опасаются, что с каждым месяцем подобных форс-мажоров, бьющих по кошелькам абонентов, станет всё больше.

Впрочем, в этой истории есть один положительный момент.  Не исключено, что подорожание SIM-карт станет стимулом для новых абонентов активнее выбирать eSIM: в отличие от «пластика», виртуальная «симка» операторам связи ничего не стоит…

Текст – Евгений АФАНАСЬЕВ

Rate this item
(0 votes)
Read 103 times

О нас

Журнал IT News+ Чувашия — старейшее печатное издание посвященное высоким технологиям, выходящие более 10 лет на территории Поволжья.

Наши читатели — образованные платёжеспособные люди в возрасте от 30 до 45 лет. Руководители компаний или люди занимающие высокие посты, которые следят за новинками в мире высоких технологий как в нашем городе, так и в мире. Проживающие по большей части в Чебоксарах, Москве, Санкт-Петербурге, Новочебоксарске.

 
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…