Результаты опроса клиентов показали, что только 20,6% примут входящий звонок с незнакомого номера, 36,4% отвечают на такие вызовы от случая к случаю, 43% в принципе не берут трубку, если не знают звонящего. При этом 45,9% ищут в интернете историю конкретного номера, 37,5% не интересно, какие отзывы есть о звонивших, 16% признались, что не знают, как это сделать.
40,4% клиентов подтвердили, что пользуются сервисами определителей номеров.
Если пользователи понимают, что ответили на звонок мошенника, 66,2% незамедлительно прерывают разговор, 5,5% ругаются со звонящим, а 28,3% пробуют разыграть злоумышленника.
T2 рекомендует положить трубку и заблокировать номер мошенника.
Повышенная активность и ряд других маркеров поведения преступников позволят вычислить этот номер и перевести дальнейшие вызовы на бота. Бот занимается тем, что отвлекает мошенника от настоящих клиентов. По итогам 2024 года мошенники проговорили с ботом Т2 более 300 000 часов.
Подавляющее большинство абонентов Т2 ограничивают или полностью отключают возможность голосовых вызовов в мессенджерах. Так, 19,7% полностью отключают возможность позвонить себе в мессенджере, 67,5% разрешают приложению допускать вызовы от людей из списка контактов. И только 12,8% опрошенных не ограничивают эту функцию.
Исследование охватило действия мошенников в мессенджерах и реакцию клиентов на токсичную активность в неголосовых интернет-каналах.
Например, если абонент получит сообщение с предложением забрать подарок от одного из брендов, то 54,8% абонентов поставят под сомнение, что в принципе участвовали в чем-либо, и не воспользуются предложением, 23,9% уточнят в официальной поддержке сервиса, а 21,4% склонны получить приз.
Оператор рекомендует не переходить по ссылкам в таких сообщениях, активация «подарка» может привести к потере доступа в аккаунт мессенджера.
Если к клиенту обращается друг и отправляет ссылку на конкурс с просьбой его «поддержать», только 10,2% перейдут к голосованию и поделятся этой информацией с друзьями. 34,9% проигнорируют сообщение, поскольку отнесут его к действиям мошенников, 54,9% перезвонят и уточнят лично у человека, его ли это просьба. На просьбу незнакомого абонента скачать файл в мессенджере откликнутся 7,9%.
Безопасники Т2 сформулировали 7 ясных рекомендаций, которые позволят абонентам существенно снизить киберриски.
Специалисты Т2 рекомендуют:
– Запретить звонки и сообщения от людей не из списка контактов в мессенджерах.
– Включить определитель незнакомых номеров для обычных звонков и вызовов в мессенджерах в приложении T2, если нет возможности полностью их ограничить.
– Немедленно перезванивать по номеру из списка контактов знакомому, если он совершил нетипичное действие. Например, попросил «проголосовать за ребёнка по ссылке» или «перевести 5000 руб. до зарплаты».
– Придумать кодовые слова со своими близкими. Важно не использовать их в переписках и тем более в открытом доступе социальных сетей. В случае подозрений на дипфейк под видом близкого человека так можно будет подтвердить личность. Кроме того, можно задать вопрос, ответ на который будет знать только этот человек, например: «Что я рисовал на стенах, когда мне было два года?»
– Не переходить по подозрительным ссылкам.
– Ограничить публикацию информации о себе в Сети: сегодня из голосовых сообщений и «кружочков» в Telegram можно сделать примитивный дипфейк, но через год ИИ сможет генерировать видео с вами в 4К.
– Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию.