Дети 2020-х («поколение Альфа») с рождения в цифровом мире и в прямом контакте с технологиями, которые стали частью их жизни. Так, уже в четырехлетнем возрасте дети используют мессенджеры. При этом неумение читать и писать не преграда: вместо текстовых сообщений дети используют звонки, голосовые сообщения, смайлы и стикеры.
В рамках исследования изучены научные публикации, а также статистические данные компании Mediascope о динамике подростковой аудитории интернет-ресурсов в 2022–2024 гг. Дополнительно Mediascope по заказу «Ростелекома» провела онлайн-опрос более 3000 респондентов по всей России и 30 глубинных интервью с родителями, а также детьми и подростками 4-17 лет.
Более 70% детей младшего возраста (4–8 лет) пользуются интернетом каждый или почти каждый день. Использование мессенджеров, соцсетей и прослушивание музыки наиболее распространено среди подростков 12–17 лет. В среднем подростки в России проводят в интернете по 6,5 ч ежедневно, в выходные дни время, проведенное в Сети, заметно увеличивается.
Согласно данным исследования, популярность зарубежных сервисов остается высокой, но дети и подростки активно пользуются отечественными соцсетями и платформами. Так, 35% детей 4–17 лет слушают музыку на «Яндекс Музыке», 33% — на VK Music. Среди онлайн-кинотеатров лидируют российские платформы, включая видеосервис Wink.ru. Для онлайн-образования используются такие отечественные сервисы, как «Фоксфорд» и «Умскул».
Основная часть времени уделяется просмотру видео, компьютерным и мобильным играм, общению и соцсетям. Самыми популярными платформами стали TikTok, YouTube и Telegram. Для просмотра эксклюзивного контента популярных блогеров подростки все активнее используют VK Видео. Укрепляет позиции Rutube — в августе 2024 г. по сравнению с августом 2022 г. охват платформы среди подростков 12–17 лет вырос в 5 раз.
Более трети детей и подростков играют в компьютерные игры на ПК и практически все — на мобильных устройствах. По состоянию на август 2024 г. почти 7 млн детей хотя бы раз в месяц проводили время на игровых ресурсах. В среднем играющие подростки уделяют геймингу 67 мин. ежедневно. Самым популярным в августе 2024 г. остается Roblox (2,1 млн пользователей 12–17 лет). Благодаря широкому функционалу игровая платформа, равно как и популярный Minecraft, используется и для обучения детей, в том числе в школах.
Современные тренды в онлайн-образовании открывают новые возможности для адаптивного и эффективного обучения, аудитория таких сервисов активно растет.
29% респондентов 4–17 лет пользуются образовательными сайтами, цифровыми учебниками, пособиями и тестами, 21% смотрит лекции и уроки в интернете. Чем старше дети, тем чаще это происходит: среди подростков от 12 до 17 лет доли увеличиваются до 39% и 32% соответственно. Онлайн-образование не ограничивается подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, а охватывает инновационные направления, включая робототехнику, программирование, работу с нейросетями и ИИ.
Доступ к нейросетям радикально меняет процессы обучения и взаимодействия с информацией. В России, согласно исследованию, примерно 30% детей 12–17 лет экспериментируют с нейросетями для помощи в учебе. Это уже вызвало ряд дискуссий о подходах к использованию ИИ-технологий в образовании.
Многофункциональность, удобство и гибкость коммуникационных сервисов играют ключевую роль для детей и подростков. Они предпочитают приложения, позволяющие не только общаться, но и просматривать контент, создавать собственное интернет-пространство, применять графические средства коммуникации. Исследователи отмечают, что для популяризации российских интернет-сервисов среди детской аудитории необходимо обеспечивать стабильно высокое качество контента, предусмотреть детский режим, улучшить модерацию и рекомендательные системы, а также создать условия для развития российских блогеров и стримеров.
В 2025 г. выйдет вторая часть исследования, которая сфокусируется на знании детьми онлайн-угроз и способов защиты от них. Планируется изучить, как строится взаимодействие подрастающего поколения с новейшими разработками, такими как голосовые ассистенты, VR и ИИ, какое влияние оказывают они на вовлеченность в общественную жизнь.
Полностью исследование «Виртуальный мир глазами детей. Особенности поведения детей и подростков в сети интернет» читайте по ссылке.