Согласно анализу Kepios, количество пользователей интернета в России за год сократилось на 711 000 (– 0,5%, учитывался период с января 2024 по январь 2025 г.). Анализ показал, что к началу 2025 г. 11,2 млн человек в России не пользовались интернетом, что составляет 7,8% от всего населения страны. Не в Сети прежде всего люди старшего поколения. И эта демографическая группа наиболее интересна для телекома — потенциал «серебряного возраста» остается нераскрытым.
По данным Фонда «Общественное мнение», среди россиян старше 60 лет не пользуется интернетом около половины (46%), среди граждан 46-60 лет – каждый шестой респондент (около 16%). Среди респондентов в возрасте от 31 года до 45 лет эта доля составляет 3%, среди молодых людей 18-30 лет — всего 1%.
По данным DataReportal, российские пользователи проводят в Сети более 8 ч в день. В основном они тратят время на поиск информации — 80,4%, ознакомление с актуальными новостями — 66,1%, общение — 65,6%, на просмотр видео, ТВ-шоу и сериалов – 64,0%.
Статистика проникновения интернета в России демонстрирует, что цифровизация страны еще не завершена. Пожилые люди и часть людей среднего поколения имеют меньше доступа к госуслугам и современным сервисам, что ограничивает их участие в цифровой экономике, усложняет коммуникацию с органами власти, финсервисами и медициной. Цифровое неравенство создаёт определённые риски для людей, которым еще только предстоит войти в Сеть.
Высокая вовлечённость большей части общества в «цифру» и растущее значение онлайн-коммуникаций требуют исключительных мер по цифровой грамотности для людей, остающихся offline. Пожилые люди нуждаются в особом подходе при обучении работе с цифровыми сервисами, они должны получать преимущественный доступ к упрощённым приложениям и образовательным программам по интернет-безопасности. Такой подход должен стать ключевым.