Найти утечку, пока не поздно
Возможно, сталкивались с не самой приятной ситуацией: с неизвестного номера звонит некто, называет вас по имени-отчеству, он в курсе вашего адреса проживания и владеет другими данными, которые посторонние знать не должны. И хорошо, если негатив исчерпывается одним звонком...
Телефонный номер стал уникальным идентификатором вашей личности. На форуме Rostelecom Tech Day глава ГК «Солар» Игорь Ляпунов, анализируя тренды киберугроз, заметил, что в 2023 году закончилась эпоха приватности: в прошлом году в Сеть утекли данные едва ли не каждого гражданина России (см. фото).
И в 2024 году системы обработки персональных данных продолжают «подтекать». Статистика киберинцидентов гласит, что за 6 месяцев этого года 83 млн. российских пользователей интернет-сервисов теряли личные данные хотя бы один раз, а около 20 млн. человек сталкивались с утечками дважды. Речь не только о паспортных данных, но и о потере более чувствительной конфиденциальной информации: паролях Госуслуг, банковских SMS-кодах и пр. В происходящем особую роль играет человеческий фактор.
Операторы связи ведут свою борьбу с утечками персональных данных. Как мы знаем, «безопасники» стараются не допустить протечек внутри компании. Алгоритмы укрепления внутреннего контура «сотовики» стали дополнять инструментами для абонентов. К примеру, МТС включила в «Защитнике» опцию защиты персональных данных в приложении «Мой МТС».
Уникальный механизм защиты данных пользователя представила Tele2. Абонент Tele2 теперь может увидеть, какие его персональные данные – и главное, где и когда — были скомпрометированы.
«Как это работает»
Для начала нужно зайти в Личный кабинет абонента на сайте или в приложении «Мой Tele2». В главном меню (где расположено главное фото в левом верхнем углу), находим пункт «Проверка утечки ваших данных». Отправляем запрос и в течение нескольких секунд получаем отчет. Уведомление о наличии\отсутствии утечек приходит в Личный кабинет, и его в течение суток можно скачать в формате PDF.
В отчете будет указана вся подробная информация — вероятная дата утечки и наименования цифровых площадок, где это произошло, когда и в какое время это случилось. В отчете собраны сведения, какие персональные данные абонента были скомпрометированы: ФИО, телефон, почта, адрес и\или пароли.
Поставщиком решения для абонентов Tele2 стал онлайн-сервис мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA от ГК «Солар». (Группа Компаний «Солар» – ведущий российский центр противодействия киберугрозам. О поддержке госструктур Чувашии в сфере информационной безопасности со стороны «Солар» – см. на стр.7)
Помимо отчета абонент получает рекомендации от экспертов Solar AURA, как сменить пароль, как избежать взлома аккаунта в соцсети, как защититься от кражи данных в мессенджере, с какими сервисами стоит быть особенно осторожным, как отличить поддельный сайт от настоящего и т.д.
Излишне говорить, насколько ценно данное решение для наших граждан (по причине, о которой сказано выше). Не менее важно, что этот инструмент бесплатный и пользоваться им абоненты Tele2 могут хоть каждый день.
Итак, можно не только остановить утечку, но и определить ее источник. Был ли это интернет-магазин, банк, МФО? Теперь «у каждого происшествия есть имя, фамилия, отчество». Заметим, полученные данные в «Меню утечек» не ограничивают абонента в выборе дальнейших действий…