Пять действий, чтобы спасти смартфон
По статистике, кража смартфона остается одним из наиболее распространенных преступлений. Часто кражи происходят в местах массового скопления людей или во время праздников. По словам специалиста по расследованию фрод-инцидентов МегаФона Бориса Лопатина, именно в праздники фиксируется двукратный рост обращений в связи с утерей или кражей гаджета.
Нельзя допустить, чтобы у злоумышленника был доступ не только к вашему гаджету, но и к номеру телефона. Если устройство защищено кодом, а SIM-карта – нет, то её наверняка переставят в другой смартфон для доступа к онлайн-банкам и платежным системам. При утере смартфона и SIM-карты велик риск несанкционированного доступа к конфиденциальной информации со стороны третьих лиц, использование ее для вымогательства и хищения денежных средств со счетов пострадавшего.
Всем абонентам эксперт советует защитить данные на устройстве, заранее установив пароль на SIM-карту. Это простое действие не менее важно, чем код на смартфоне, подчеркивает специалист.
В настройках гаджета в разделе «сотовая связь» или «безопасность и конфиденциальность» (в зависимости от ОС устройства) установите код для SIM-карты. Он не должен совпадать с паролем блокировки экрана!
Что делать, если вы потеряли телефон или он был украден?
Необходимо совершить пять действий:
- временно заблокировать SIM-карту;
- заменить пластик на новый;
- заказать детализацию по номеру;
- проверить историю банковских операций;
- сменить все пароли.
Борис Лопатин рекомендует первым делом обратиться к мобильному оператору и заблокировать SIM-карту. Этот шаг поможет предотвратить несанкционированный доступ посторонних к личным аккаунтам и избежать мошенничества. Если нет возможности быстро прийти в салон связи для замены карты, важно при первой возможности связаться с оператором и установить временную блокировку номера через call-центр. При общении со специалистом придется пройти идентификацию, ответив на вопросы для подтверждения своей личности.
По словам эксперта, блокировка SIM-карты уменьшит риск использования посторонним человеком банковских и других сервисов, привязанных к вашему номеру. Так никто не сможет позвонить с него, проводить финансовые транзакции или через SMS получать одноразовые пароли для подтверждения различных действий. Эта мера защитит и от перевода денег с мобильного баланса.
Следующий шаг – замена SIM-карты. Вам бесплатно предоставят новую, привязанную к мобильному номеру с тем же набором услуг. Для этого нужно прийти в салон связи с документами, по которым изначально был заключен договор на сотовую связь.
Эксперт также рекомендует запросить у оператора детализацию активности по вашему номеру. Так можно проверить, что происходило, пока телефон находился в чужих руках: совершались какие-то ли вызовы или другие мобильные операции. Подробная информация о звонках и сообщениях также поможет частично восстановить утерянные контакты – по времени и дате вызовов. Не менее важно дополнительно посмотреть историю банковских операций за этот период.
При утере или краже смартфона нужно поменять все пароли для учетных записей – электронной почты, приложений банков, соцсетей.
Но эксперт не советует хранить коды от личных аккаунтов в скриншотах или в заметках гаджета. Лучше использовать специальные приложения в виде менеджеров паролей, доступ к которым дополнительно защищен, или хранить их отдельно или – запоминать.
У всех смартфонов есть опция определения местоположения устройства – так можно проверить историю перемещения потерянного телефона. При утере или краже телефона необходимо обратиться в правоохранительные органы, резюмировал эксперт.