«Не напрягай мозги»
Задача была проста: визуал по скриншоту из «Матрицы». Кадр с онемевшим Нео нечеток: надо поднять контрастность, поиграть с фоном и цветами. Скормил скрин фоторедактору с AI (jpghd.com), а в ответ… нейросеть пририсовала Нео рот. И так – раз за разом. Выражение лица мистера Андерсона «что ты ... со мной делаешь?» вполне точно отражает, как ИИ перекраивает нашу действительность. И это только начало.
Посчитайте, сколько заголовков в течение суток вы просматриваете в ТГ и на сайтах. У меня вышло около 180-200.
Информации много, а цепляет всё меньше. Разве что Твикс растрогал недавно. Но на текст, который вы прочтете за минуту, уходит от 2 до 4 часов работы, плюс время на сбор и анализ данных. Удерживать внимание? Это больше никому не нужно.
ChatGPT появилась очень вовремя, и в 2023-м в медиасфере начался
Бал симулякров.
На «галерах» с энтузиазмом расстались с рутиной, скинув проходные тексты нейросетям.
В состязании живого слова с цифровым синтаксисом виделось рождение некой новой эстетики. Ведь красиво, когда человек сражается с нейроморфом в бериллиевом панцире.
А затем запылали костры.
Сначала сгорели рисобаки художники digital art, на чьих работах без разрешения авторов обучались Midjourney и Stable Diffusion. Судиться с гигантами IT-индустрии, где первый шаг — $50000 на консультации с юристами в США? Рынок digital-живописи просто сколлапсировал. Зачем платить, если буквально любой арт можешь сваять сам (звездчатые зрачки и сросшиеся пальцы можно не замечать)?
Мы набрав поп-корн наблюдали за файер-шоу, работая с непрерывно пополняемыми базами нейроартов civitai.com и supagruen.github.io/StableDiffusion-CheatSheet
«...а потом они пришли за мной»
В январе 2024 г., следуя «только цифровой» стратегии, медиаконцерн Alex Springer увольняет из редакций Bild и Welt 100 журналистов, корректоров, печатников, секретарей. Всех заменила нейросеть. «Ну это же у них».
И вот прилетает в тебя. Оказалось, что твои знания идут в топку. Зачем диплом и годы опыта, если почти всё то же самое умеет, к примеру, бот Airuco?
ИИ-коприрайтер сгенерит бесплатные 10000 знаков, причем в нескольких стилях. Хотите спортивную колонку? А пожалуйста. Поюморить? Запросто.
В 2023 г. счет подобных ботов пошел на десятки: платные и free, для десктопов, мобильных ОС и мессенджеров, рерайт и переводы, посты и лонгриды, нейминг и слоганы, сценарии и контент-планы, стихи и проза, наконец, кодинг… ИИ добрался до касты информационного общества!
Слоган Airuco обезоруживает: «Не напрягай мозги».
Продукт словосодержащий
Хотя есть надежда, что «они» нас не сожрут.
Проблема нейротекстов том, что ИИ как математическая модель работает только с оболочкой слова и с формальной стороной синтаксиса. Глубже, в смысловую часть лексемы, тем более в ритм — важнейший элемент структуры текста – ИИ проникнуть пока не смог, хотя ChatGPT-4 идет к решению задачи.
Это легко проверить, задав в том же Airuco запрос, предполагающий использование в тексте фразеологизмов. Если нейросеть их знает, то ставит в текст невпопад.
А еще ИИ не в курсе закона экономии языковых средств, которым буквально дышит разговорная речь: нам, «кожаным мешкам», лень говорить много. (Кстати, лень — главный драйвер популярности мессенджеров и сокращения телефонного трафика)
Нейросеть зависает при диалоге с ней в разговорном стиле. Спросите: «Алиса, давай придумаем, что удобнее, тралик или бусик до Нижнего»? ЯндексGPT отвечает так.
Отсутствие в тексте каких-либо кратких форм слов — маркер, что предложения синтезированы машиной.
К примеру, мы интуитивно избегаем предложений, в которых рядом больше двух дополнений. ИИ-копирайтер громоздит по три дополнения подряд – ему норм.
Есть масса иных деталей, помогающих отличить текст, созданный человеком, от ИИ.
«Семантическая близорукость»
Пиарщики ИИ-копирайтинга эксплуатируют иллюзию, что нейросеть ведет диалог с человеком на равных. Но если не отличаете текст, созданный ChatGPT-3, от живого слова — значит, проблема в вашем школьном образовании. Впору придумать название феномену, неизвестному до 2022 года. Назовем его семантической близорукостью.
«А что не так? Хороший рерайт».
Неспособность различать живое от цифры стало проблемой мирового масштаба. Open AI выпустили «антинейросеть» Text Classifier – охотник за текстами ChatGPT-4, которые люди выдают за свои.
Но есть более гуманный способ убрать С-близорукость, если тревожат ее симптомы (вы же заподозрили, что в этом тексте не обошлось без ИИ?). Стоит вернуться к истокам: начать читать художественную литературу. Можно начать с «Мечтают ли андроиды об электроовцах».
Текст — Евгений АФАНАСЬЕВ