«Новые старшие» в Сети

Возраст 55+ ассоциируется с постепенным завершением жизни, с тем периодом, который – как принято считать - безразличен брендам, обществу и государству. Между тем, стереотипы о старости в цифровом мире устаревают. Аудитория «55+» сегодня очень интересна телеком-компаниям.

В силу известных причин пенсионеры – одна из наиболее платежеспособных социальных групп. При этом «старшие» менее всех охвачены цифровыми сервисами. 5 лет назад уровень проникновения мобильного интернета среди абонентов старшего возраста не превышал 15%. Сегодня многое меняется: например, самоизоляция стала стимулом для бабушек и дедушек изучать «цифру» во всех ипостасях. Тем не менее, диалог пенсионера с цифровой средой – еще во многом terra inсognita.

Весной 2020 года проектная лаборатория Young Old и Билайн провели большое исследование, чтобы узнать, чем живут, как общаются люди старших возрастов и можно ли считать «новых старших» поколением со своими ценностями и особым образом жизни.

Билайн организовал Public Talk, где представил результаты исследования «новых старших» и обсудил с экспертами, как поколение 55+ осваивает цифровой мир.

Пожилой — не значит «пожил»

Татьяна Дроздова, со-основатель проекта «Young Old: новые старшие», рассказала о той части поколения 55-65 лет, кто поддерживает и развивает коммуникации в digital-среде. Это прежде всего жители крупных городов. Чем шире круг общения таких «старших», тем успешнее их социализация. Итогом анализа 3700 интервью и пользовательского трафика абонентов Билайн стали инсайты об иерархии ценностей поколения, которое получило название «новые старшие».

Авантюризм. Как ни парадоксально, переход возрастного рубежа для многих ассоциируется с обретением свободы от обязательств.

Здоровый эгоизм. Новые старшие не готовы растворяться в домашних и семейных делах. Теперь они «живут для себя».

«Доживать», все отдавать другим, перестав думать о себе — стереотип из прошлого. Новые старшие на одно из первых мест ставят заботу о своем здоровье, активный отдых, новые интересы, путешествия и увлечения.

Самореализация и даже «жизнь с чистого листа»: выйдя на пенсию, многие готовы развивать личную карьеру, кто-то дозревает до открытия своего бизнеса или монетизирует хобби. Важны не только финансовая независимость, но и интересное занятие.

Желание делиться опытом. Потребность отдавать знания и умения не исчезает, но это желание выходит за пределы семьи и внуков. В фокусе – преподавание, менторство, волонтерство.

От телевизора и лавочки - к «цифре»

Факты доказывают, что телевизор перестал быть основным инструментом коммуникаций для пожилых. Поколение 55+ довольно незаметно для социологов ушло в онлайн, энергично присутствуя и в развлекательных, и в деловых комьюнити. В период самоизоляции рост трафика онлайн-кинотеатров среди старших пользователей составил 34%. Еще более удивительно, что в этом сегменте сформировался устойчивый интерес к игровым приложениям. В период пандемии — рост сразу на 15%.

Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию Билайн, представляя цифры, заметила, что старшее поколение может стать драйвером развития цифровых технологий в России.

«Билайн-аналитика» показывает, насколько сильно погружена в онлайн самая возрастная аудитория.

Год от года аналитика показывает колоссальный рост интернет-трафика среди пользователей старше 50 лет. С мая 2019 до мая 2020 г. общий рост трафика составил 102%. Число пользователей в данной возрастной группе увеличилось на 21% (в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.). Если говорить о территориях, то активнее всего старшее поколение осваивает онлайн-инструменты в уральских «миллионниках». В Сеть активно уходят «старшие» Санкт-Петербурга и Воронежа, а вот Москва по приросту пользователей предпенсионного возраста не попала даже в ТОП-5. (см график).

Не только «Одноклассники»

А что делают «новые старшие» в Сети?

Они все активнее пользуются соцсетями и мессенджерами: во время самоизоляции на 71% взлетел трафик в соцсетях и на 25% - в мессенджерах. Всего за год рост трафика в соцсетях среди абонентов 50+ составил 129%. Они все чаще выбирают не только «Одноклассники» (трафик в этой соцсети также вырос, на 19%), но и FB, Instagram, Viber, WhatsApp и Skype. Сразу втрое увеличился трафик видеоплатформы Face Time: очень важно не только слышать, переписываться, но и видеть.

Социальные сети стали для пожилых эффективным рабочим инструментом профессионального развития. Занятия и курсы, продвижение собственного бизнеса, расширение круга общения, приобретение клиентуры - словом, все те же тренды, что и для остальных возрастов. И романтические знакомства — в том числе.

Выводы исследования Young Old , возможно, вас удивят. Во всяком случае, они помогут по-новому взглянуть на тех, кому мы привычно отводим место у старого телевизора.

1. У старших ровно те же потребности в профессиональной и творческой реализации, что и у нас. Они так же хотят радоваться жизни, и ключевой ценностью для них так же является свобода.

2. Онлайн-среда должна быть дружелюбной к людям старшего возраста. В Рунете все пока по-другому.

3. Онлайн не может полностью заменить реальное общение. Он может помочь расширить круг знакомств, но старшие нуждаются в более качественном, ценностном общении в кругу единомышленников.

4. Одна из проблем «новых старших» в Сети — отсутствие адекватных их интересам онлайн-площадок — в том числе и для романтических знакомств. Дейтинговые сайты нисколько не отвечают их ожиданиям. Данная ниша Сети абсолютна не заполнена.

Соб инф.

Часто читают

IT ВАКАНСИИ

Чего изволите

Наши партнеры



Интересное

Наши обзоры

Мы в соцсетях