По оценкам агентства GS Group, в I квартале 2023 г. в Россию ввезено чуть более 6 300 000 смартфонов. В ТОП-5 самых популярных в России брендов Apple опустился на 5 место, уступив Realme. До российских салонов связи добрались всего 700 000 iPhone (сравните с 1 млн ввезенных в страну смартфонов Apple в I квартале 2022 г.) Realme ввезла 710 000 смартфонов.
За «золото» и «серебро» в России третий год состязаются Xiaomi и Samsung. По доле продаж китайцы уверенно лидируют (в январе – марте 2023 г. в РФ ввезены 1 300 000 смартфонов Xiaomi и 900 000 Samsung).
Honor удерживает 3 место с 730 000 поставленных в Россию устройств.
Любопытна графа «Другие». Треть всего объема новых смартфонов составляют китайские бренды, в первую очередь, Tecno. Уже 75% всех смартфонов, поставленных в Россию, родом из КНР. Без сомнения, доля «китайцев» будет только расти.
Совершенно иная картина, когда речь заходит о выручке вендоров от продажи смартфонов.
Apple, как и в прежние годы, успешно эксплуатирует иррациональную любовь россиян к шильдику с покусанным яблоком. Компания, формально «отменившая» Россию в своих планах, заработала у нас больше, чем Samsung, Xiaomi и Honor вместе взятые: в январе-марте 2023 г. 67 млрд руб. или 40% всех денег от продажи смартфонов всех брендов в стране (тройка Samsung, Xiaomi и Honor вместе «подняла» только 36%).
Apple, сдав конкурентам долю российского рынка «в штуках», компенсировала потери ростом средней цены iPhone: с 89 000 руб. в 2022 г. до почти 100 000 руб. в 2023-м. «Сотка» за кусок пластика с микросхемами – слишком даже для нашего «среднего класса», поэтому в лидерах российских продаж Apple остаются модели прошлых сезонов: iPhone 13 128 Gb и iPhone 11 128 Gb. На третьем месте – iPhone 14 PRO MAX 256 Gb.
Стабильны позиции американской компании в доходах от платных приложений. За отчетный период компания заработала в РФ на комиссии в приложениях около 100 млрд руб. Таким образом, Apple несмотря ни на что и в 2023 г. продолжает оставаться самым влиятельным и эффективным игроком российского рынка смартфонов.
Любопытно, что привлекательность смартфонов для населения снижается. Мы уже не столь рьяно гоняемся за новинками, как бывало в допандемийные времена. Общее снижение доходов от продажи смартфонов в России достигает 15% в сравнении с весной 2022 г. Причем данный тренд характерен для всего мира и пока мало связан с антироссийскими санкциями и СВО.
Впрочем, аналитики предполагают, что Apple уже прошла свой пик и может устремиться вниз уже в текущем году. Недоступность бесконтактных платежей и сервисов банкинга, неопределенность будущего многих критически важных приложений в App Store разочаровывает даже самых преданных фанатов бренда. Еще один тревожный звонок: в России стали закрываться официальные дилерские центры Apple. О прекращении работы MacLabs в Москве и B2X в Санкт-Петербурге сообщили на днях «Известия».
Для Apple российский лед становится все более и более тонким…
Чем это грозит? Ремонты и далее останутся доступными, но магазинам придется закладывать расходы на гарантийные ремонты в цену продаж - это сделает устройства Apple еще более дорогими в России, что опять-таки будет и далее сокращать долю лояльных пользователей.
И все же нет сомнений, что многие продолжат ожидать того момента, когда компания Apple сможет полноценно вернуться на наш рынок.